Главная > Цветочная керамика > Ивенецкая керамика

Ивенецкая керамика

И все-таки эти "не пустые" ивенецкие горшки

    Этот небольшой, уютный и красивый городской поселок в центре Беларуси в Воложинском районе в окружении Налибокской пущи издревле славился своими талантами. Ивенец называют гончарной столицей республики: посуда от местных мастеров в свое время стояла на царском столе. Однако этим отнюдь не 
исчерпывается богатая история Ивенца. Целая глава в этой истории связана со здешним гончарным промыслом, который не забыт и сегодня. О его особенностях можно узнать не понаслышке. В историко-краеведческом музее, кроме выставленных керамических шедевров музейной экспозиции, вы увидите сам увлекательный процесс  производства гончарной продукции.

Ивенец – чудесное место. Современные, европейского образца дорожные указатели улиц и старинный герб на въезде. Кирпичные хоромы и разноцветные, будто пряничные, деревянные домики. Древний францисканский костел в стиле виленского барокко и новая белоснежная церковь. Очарование древности, грандиозность современности и вековые традиции создают необыкновенную гармонию и колорит Ивенца. Когда–то народ со всей страны съезжался в Ивенец, чтобы прикупить тарелок, жбанов, гляков. Только тут гончары делали самую прочную посуду из отменной глины, покрытую блестящей глазурью и тонкой росписью, напоминающей почерк японских каллиграфистов. А если ивенецкий мастер со своим товаром появлялся в другом городе, то прочим торговцам ничего не оставалось, как закрывать свои лавки. Конкуренции не выдерживали. Что ж Ивенец некогда гремел на всю страну гончарной славой.


    После войны все мастера объединились в артель, а вскоре перешли работать на завод, который работает и по сей день. Сейчас это Ивенецкий завод художественной керамики. Тогда было время коллективных хозяйств. Стратегия, по которой работает предприятие сейчас, – все новое – это хорошо забытое старое. 
Поэтому в основе бизнес-идеи традиционно народный стиль. Да, штучность, эксклюзивность перестала быть маркой ивенецкой керамики. Ушла в прошлое и ангобная роспись (влажной пигментированной глиной по «сырому» необожженному горшку). А это был местный фирменный стиль. В 50–е годы, правда, заводские мастера «изобрели» новый стиль — фляндровку, орнамент из нескольких ровных разноцветных полос.В 1999 году завод провел модернизацию. В настоящее время завод  экспортируют кашпо не только в Литву, но идут постоянные поставки в Россию. Возможно, такому размаху позавидовали бы даже мастера начала ХХ века.


   Но почему искусствоведы не говорят об оригинальности современной ивенецкой керамики? Ведь цветочные горшки хотя и штампуются на станках, но их так же, как и много лет назад жбаны и гляки, разукрашивают, глазуруют вручную работницы завода. Однако в том–то и дело, что стилистика орнамента не блещет какими–то специфическими ивенецкими особенностями, — все, пожалуй, довольно универсально. Веяние времени? Не совсем! Изменились формы, лепка заменилась штамповкой,  хотя на ивенецком заводе остались еще гончары создающие вазы и жбаны на гончарных кругах... А самобытный орнамент и цветочное своеобразие дошло до наших дней. И на сем стоит такая современная и такая древняя Ивенецкая керамика!

Цветогор - Ивенецкая керамика.

 

"Цветогор". Все права защищены.
Разработка сайта - Студия Ангенто
Главная > Цветочная керамика > Ивенецкая керамика
 +7 917 287 27 38
 +7 917 236 51 65